Главная / Обычаи и традиции Греции
Убрать рекламный баннер
«Обедать одному - это не обед, а кормежка»
Плутарх

«Пьющий воду ничего умного не сотворит»
Пословица

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА ПОРОДИЛИ ДАЖЕ ОСОБЫЙ СОРТ ЛЮДЕЙ, НОСИВШИХ НАЗВАНИЕ «ПАРАСИТЫ». ТАКИЕ ВСЕГДА НАХОДИЛИ СПОСОБ ПОПАСТЬ НА ПИРУШКУ, НА КОТОРУЮ ИХ НЕ ЗВАЛИ

Если мы хотим понять дух античной Греции, то можно попробовать это сделать не в музее или библиотеке, а за обеденным столом. Впрочем, предварительно зайти в библиотеку не помешает - античные авторы уделили немало внимания подробностям застольного времяпровождения. И это неудивительно - ведь совместные трапезы играли исключительно важную роль в жизни греков.
Все начиналось с первого завтрака на заре. Греки вставали очень рано, и утро было единственное время, когда дома можно было застать нужных людей. Наскоро перекусив несколькими кусочками хлеба, смоченного в вине, мужчины отправлялись по делам. Рассвет был тем временем, когда считалось приличным ходить в гости. Все деловые встречи и визиты вежливости происходили рано утром. Второй завтрак - в кругу семьи, а вот с обедом были возможны варианты. Если намечались гости, то к обеду семья не выходила - на нем присутствовали только мужчины. Ведь разговоры за столом были либо философскими и, значит, непонятными для женщин и детей, либо чисто мужскими, опять-таки неприемлемыми для женских ушей. Однако на гетер подобные ограничения не распространялись.
Греки терпеть не могли есть в одиночку, поэтому кроме приглашений к обеду существовали различные формы объединения за столом - подписки, складчины и т.д. Иногда каждый участник просто приносил свою долю в корзине. Неумеренное употребление еды и питья считалось присущим варварам и повсеместно осуждалось. Классический идеал Аттики требовал немного хорошо сервированной еды, чтобы только утолить разумный аппетит, так как главным считалось не это, а общество и беседа. Каждый приглашенный мог привести с собой кого хотел. Традиции гостеприимства породили даже особый сорт людей, носивших название «параситы». Такие всегда находили способ попасть на пирушку, на которую их не звали.
Как только гость входил в дом, рабы снимали с него обувь. Считалось неприличным находиться в доме, не сняв сандалий, в которых шли по улице. Прежде чем сесть за стол, полагалось еще вымыть и надушить ноги. Воспитанный гость никогда не бросался сразу к столу. Некоторое время он прохаживался по комнате, рассматривая мебель и украшения и хваля вкус хозяина. Хорошие манеры требовали от гостя удобно и с достоинством устроиться на ложе, похвалить какую-нибудь вещь из бронзовой посуды, осмотреть роспись потолка и выразить восхищение занавесками в доме.
На одном ложе устраивались по двое. Ели, как правило, руками. Ложки существовали, но обычно их заменяли коркой хлеба. Руки вытирали хлебным мякишем или особым тестом, которое катали между пальцами так, что из него получались шарики. Первая часть обеда посвящалась еде существенной, главным образом рыбе и птице. Использовались приправы из мелко накрошенного сыра, масла, уксуса и зелени. Мяса подавали сравнительно немного. Овощи ели с приправами из масла, уксуса и меда. Уже в те далекие времена греки обожали морепродукты и считали их главным лакомством.
Вина в этой части обеда не пили. Афиняне предпочитали пить вино отдельно от еды. Впрочем, вино могло заменять еду, когда его смешивали с ячменной мукой и тертым сыром. Эта смесь носила название «кикеон» и пользовалась большой популярностью.
Когда первый приступ голода утолен, слуги убирают столы с остатками пищи и приносят новые - с вином и десертом. Начинается музыка и пение под флейту, совершается возлияние вина со словами: «Доброму гению» или «На доброе здоровье», и приступают ко второй части обеда. Десерт состоит из фруктов, свежих и сушеных, соленого миндаля, сыра, чеснока, лука, соли с тмином и пирожков, соленых и сладких, которыми славилась Аттика. Особым успехом пользовалось кушанье, называвшееся «миттлотос» - паштет из протертого сыра, меда и чеснока. Эта часть обеда называлась симпосионом.
Выбирается «председатель» симпосиона, который руководит порядком. От него зависит, сколько вина должно быть выпито и какой оно должно быть крепости. Пить чистое, то есть не разбавленное водой, вино считалось варварским обычаем. Вино разбавлялось в пропорции две части воды на одну часть вина, или три на одну. Последнее рассматривалось как слишком слабое и носило название «питья для лягушек».
Плутарх замечает, что напиваться и насыщаться в молчании более пристало животным, чем людям. Философская беседа при этом подобна приправам и правильному приготовлению пищи, без которых еда будет безвкусной и даже вредной.
Беседу сопровождала или завершала обширная «культурная программа». Среди принятых за столом развлечений была игра в вопросы и ответы. Не сумевший разгадать загадку должен был в наказание выпить бокал соленого вина. Гости слушали приглашенных профессиональных актеров, перед ними выступали певцы, танцовщицы и музыканты.
Музыка и танцы за обедом для развлечения гостей известны с самых далеких времен. Когда Одиссей пользовался гостеприимством Алкиноя, он сказал ему: «Сладко слушать такого певца, равного бессмертным. И приятно видеть гостей, сидящих в порядке перед столами, отягощенными хлебом и мясом, слушая прекрасное пение, в то время как виночерпий смешивает вино в кратере и разливает его в чаши. Да, именно в этом лучшие наслаждения жизни!». Пели и сами гости, хором или по очереди. Из рук в руки передавалась миртовая ветвь. Получивший ее должен был петь, аккомпанируя себе на лире, если он это умел. К концу обеда число умеющих обычно увеличивалось.
А еще на пиру было принято играть в коттаб. Эту игру придумали в Сицилии. Игроки оставляли в своих чашах немного вина, а затем выплескивали его в заранее определенное место. Одновременно с этим задумывалось или произносилось вслух имя любимой особы. Большая или меньшая меткость попадания, а также густота звука, производимого падающей жидкостью, означали, пользуется ли гадающий взаимностью.
Обед завершался глубокой ночью, и не вполне уверенно шагавших гостей до дома сопровождали слуги с фонарями. На следующий день участники пира нередко собирались вновь, чтобы продолжить обсуждение интересной темы.
Многие ораторы получили известность именно благодаря своим застольным речам. В Афинах человек, не умеющий умно и убедительно выступать, не имел шансов на политическую карьеру и не мог рассчитывать на занятие хорошей должности. А застольная беседа в компании доброжелательных слушателей позволяла приобрести необходимые навыки.,
В наше время греческая кухня, впитавшая в себя тысячелетние традиции, считается одной из самых полезных. Удивительно вкусные и разнообразные блюда, доброжелательная атмосфера греческого застолья привлекают туристов со всего мира не менее, чем Акрополь. Поэтому греческая кухня может считаться достойной наследницей если не античной мысли, то уж античного вкуса наверняка. Многие рецепты блюд передавались из поколения в поколение, и если вас угостят густым гороховым супом, заправленным клецками, имейте в виду, что это было любимое блюдо Геракла.

Юрий Руденя


В Греции все верят в силу дурного глаза, несмотря на то, что будут утверждать обратное. Не встретишь ребенка, который не носил бы в качестве амулета бирюзовую бусинку, иногда с нарисованным на ней глазом. По той же причине бусы из бирюзы украшают шеи лошадей и ослов в деревнях и зеркала заднего обзора в городах.
Смесь традиций и предрассудков проходят через различные аспекты греческой жизни. Например, грек никогда не осмелится похвалить чью-то элегантность и красоту, особенно детей, без того, чтобы трижды не сплюнуть и не постучать по дереву. Делается это, чтобы отвести зависть богов, когда вы кого-то хвалите.
У греков считается плохой приметой (и дурными манерами) не предложить чего-нибудь выпить любому, кто придет к ним в дом, независимо от времени суток и непродолжительности визита. Когда-то это была ложечка сладкого варенья на блюдечке со стаканом воды, но в наши дни это может быть все что угодно: кофе, пирожные, шоколадные конфеты, мороженое или алкогольные напитки.
Гости играют важную роль в непрерывности процветания дома. Например, если гость не собирается остаться на ночь, он не должен причесываться или стричь ногти, пока находится в гостях, и особенно важен тот гость, который первым переступит порог дома в новом году.
Поэтому в качестве ранних утренних гостей стараются приглашать людей доброжелательных. Входя в дом, они должны переступить порог правой ногой, одновременно желая семье счастливого Нового года. В старые времена они должны были принести с собой плод граната и, войдя в дом, швырнуть его на пол; разлетевшиеся зерна, по поверью, должны были приносить процветание весь оставшийся год.
Большинство обычаев связано с религиозными обрядами или праздниками, хотя многие из них - языческого происхождения, разве что слегка отбеленные порцией христианства. Как правило, греки не особенно религиозны, во всяком случае они далеко не фанатики и не лицемеры, потому что греческая православная церковь не сует нос в их личную жизнь и не стращает их геенной огненной, если они вдруг пропустят службу.
Религиозные традиции, восходящие к дохристианским временам, - это приношения по обету: люди, которые больны, или те, чьей жизни угрожает опасность, дают обет поднести выбранному святому знак своей благодарности, своего рода взятку за ходатайство перед богом. Это может быть все что угодно -от постройки часовни до возжигания свечи.
Также греки подносят tama - тонкие серебряные таблички с уменьшенным рельефом или моделью того, что просили уберечь от зла или вылечить -сердца, глаза, ноги, руки, детей, а порой даже дома, лодки, яхты и автомашины.
Эти приношения украшают рамки икон святых, икон, которые считаются не просто живописью, но святыми сами по себе. О некоторых иконах говорят, что они творят чудеса, и икона Богоматери с острова Тинос, например, привлекает больше пилигримов, чем Лурд.
Очаровательный обычай, относящийся к обряду крещения ребенка: крестные должны подарить ему золотой крестик на цепочке плюс полный набор воскресных туалетов, включая ботиночки, а то будет считаться, что крестник пойдет по жизни спотыкаясь, и у него никогда не будет достаточно одежды.

Жизнь после смерти

Безудержный оптимизм греков нигде так не проявляется, как в их похоронных обрядах. Поскольку никто не считает себя грешником, каждый убежден, что когда умрет - попадет на небеса, на специально зарезервированное для него облачко. Поэтому мысли о смерти особого ужаса не вызывают.
Греческие похороны - это тщательно разработанное мероприятие, за которым следует неизбежное угощение - кофе и бренди - для тех, кто пришел проводить покойного, а для близких родственников и друзей устраиваются также поминки с рыбным меню.
Памятные службы совершаются на 40-й день после смерти, и тогда едят ложечками восхитительную смесь из вареных пшеничных зерен, разнообразных орехов, семечек, изюма и сахара.
Поскольку кремация противна догматам Греческой православной церкви, греки после смерти покоятся в могилах из мрамора, увенчанных большими белыми мраморными же крестами. Через три года после погребения кости выкапывают и помещают в семейные усыпальницы, решая таким образом проблему перенаселения кладбищ. Цветы, свежие или искусственные, и постоянно горящие масляные лампы в замысловатых стеклянных светильниках являются стандартным украшением могил. Яркие разноцветные пластмассовые ведерки нелепо висят за могилами - свидетельство того, что преданные родственники регулярно моют мраморные плиты.
Кладбища ежедневно с утра до вечера полны народу, и священники в нарядном облачении расхаживают взад-вперед по аллеям, готовые откликнуться на призыв любого, кому вдруг вздумается заказать 10-минутную поминальную службу у могилы родственника или близкого друга. Ночью ярко горящие светильники под высокими кипарисами придают греческим кладбищам спокойную и безмя-
тежную атмосферу, где нет места страшным призракам.
Вера греков в загробную жизнь (причем в жизнь хорошую и комфортабельную) означает, что праздник Пасхи становится главным религиозным событием. Начинается он со Страстной недели, во время которой практически все блюдут пост и забегают в церковь, пусть даже всего один раз и на несколько минут, чтобы отстоять специальную службу. В Страстную пятницу совершается процессия украшения цветами Гроба Господня, и завершается кульминация в Великую субботу полуночной службой под открытым небом. Наконец, шутихи и фейерверки разукрашивают ночное небо, возвещая воскрешение Христа, и улицы наполняются людьми, несущими домой зажженные свечи.
Пасхальное воскресенье немыслимо без жаренного на вертеле барашка и без разбивания раскрашенных крутых пасхальных яиц со всеми, кто присутствует на празднике. Один держит яйцо в кулаке, другой ударяет его своим яйцом. Последний говорит: "Христос воскрес!", а первый отвечает: "Воистину воскрес!". Потом яйца переворачиваются, и процедура повторяется. В конце концов каждая семья остается с горой крутых яиц, которые на следующий день режутся в салат.

Что, где и как продают

Греческие магазины работают в очень странные часы, которые варьируются ото дня ко дню, от лета к зиме и даже в зависимости от того, что в них продается.
Магазины, которые открыты всегда, - это киоски, обычно расположенные на углах тротуаров и увешанные гирляндами газет и журналов. Внутри сидит продавец, который торгует сигаретами, шоколадом, почтовыми марками, автобусными билетами и еще миллионом и одним предметом - от мороженого и прохладительных напитков до игральных карт, аспирина и презервативов - в зависимости от того, насколько предприимчив владелец. Если киоск находится на бойком месте и встроен в стену дома, невозможно перечислить все, что может там продаваться.
В некоторых магазинах встречаются интересные комбинациии товаров. Например, аптеки (far-makeori) продают лекарства, косметику и ортопедическую обувь, в пекарнях могут продавать молоко, йогурт и прохладительные напитки. Там также можно по вашей просьбе (и за ваши деньги) зажарить любое блюдо или испечь хлеб или печенье, которое вы приготовили. Вам даже могут одолжить огромные черные противни.
Вина и другие крепкие напитки могут продаваться в любом продуктовом магазине в любое время суток, так как на это не нужно специальной лицензии, как в некоторых странах, с одним лишь исключением: в дни выборов можно купить бутылку, но распить придется дома, а не в публичном месте, если только вы не уговорите официанта налить вам виски в кофейную чашечку.