Главная / Звездная система отелей (звездность отелей)
Убрать рекламный баннер

Стоимость и качество услуг гостиницы зависит от типа гостиницы. Благодаря туристическому буму последних десятилетий XX века стандарты качества обслуживания повсеместно существенно возросли. Для того, чтобы легче определить уровень гостиницы, была введена звёздная система классификации (от одной до пяти звёзд). В общих чертах такая классификация выглядит следующим образом:

  1. Одна звезда — дешёвая гостиница с минимумом услуг (ежедневная уборка номеров не всегда в них входит). Все номера одного типа.
  2. Две звезды — малобюджетная гостиница, также с минимумом услуг, но с обязательной ежедневной уборкой номеров. Один-два типа номеров.
  3. Три звезды — гостиница среднего класса со стандартным набором услуг: ежедневная уборка номеров, санузел, телевизор, мини-бар или холодильник в каждом номере; на территории гостиницы имеются прачечная для постояльцев, бассейн, тренажёрный зал, бизнес-центр, место для предоставляемого гостиницей завтрака. Некоторые из этих услуг могут отсутствовать, в то же время могут быть другие. Наличие различных типов номеров (одноместные, двухкомнатные, для курящих, не курящих и т. д.).
  4. Четыре звезды — гостиница высокого класса, предоставляющие все вышеуказанные услуги, а также специальные (вроде спа, массажей, наличие нескольких баров и ресторанов, конференц-залов). Цены на номера в таких гостиницах значительно выше средних.
  5. Пять звёзд — гостиница класса люкс. Отличаются обширным набором услуг, особенно эксклюзивных (напр., наличие частного гольф-клуба, многокомнатных апартаментов с прислугой). Гостю уделяется персональное внимание, способствующее учету всех его пожеланий. Цены на проживание в номерах в таких гостиницах достаточно высокие, равно как и на дополнительный услуги. Как правило, в эту категорию стремятся попасть все известные мировые отельные бренды и курортные отели. Несмотря на различие систем под «пятизвёздочным отелем» всегда понимается гостиница наивысшего сервиса. Некоторые гостиницы претендуют на 6 или даже 7 звёзд, однако пока это не вошло в повсеместную гостиничную практику и является скорее маркетинговым ходом.

В России официальная система классификации гостиниц регламентируется Федеральным Агентством по туризму Российской Федерации (см. Система классификации).


В настоящее время «звездная» классификация гостиниц принята практически во всех странах Европы, за исключением Греции, Албании, стран СНГ и некоторых островов.

В Греции используются буквенные обозначения категорий гостиниц. Так, буква А обозначает **** отель, В - ***, С - **. Также существует категория D (Delux) – отели этой категории приравниваются к европейским *** ** отелям.

В странах Прибалтики также практически повсеместно используется «звездная» система (иногда вместо звезд рисуют короны). Но необходимо помнить, что само по себе количество звезд, хотя и говорит о многом, тем не менее не дает полного представления об уровне отеля – следует изучить подробные криптограммы (символы), каждая из которых обозначает определенную «опцию» отеля (сауну, бассейн, магазин, пункт обмена валюты, теннисный корт и т.д.).

Что касается гостиниц в России - по оценкам экспертов лишь около 50 отелей по всей стране могут претендовать на категории от *** до *** **. Собственно говоря, чтобы отчетливо представлять себе, что такое отель категории *** **, следует посетить московские гостиницы «Балчуг Кемпински», «Метрополь», «Савой», «Тверской Палас Марко Поло», «Олимпик Пента Ренессанс» - они полностью соответствуют мировому стандарту *** **.

Все остальные не соответствуют строгим требованиям классификации. Поэтому могут быть отнесены к другим категориям средств размещения – так называемым «домам приезжих» (собственно говоря, это название распространено в Италии, Испании и Великобритании, а не в России, но называть их так можно и у нас). Их уровень соответствует 1-3 звездам, но это не звезды гостиниц!

В Великобритании для обозначения класса гостиницы используются звезды. При этом даже в отеле класса * можно вполне комфортно жить, если вам не требуется окружать себя особенной роскошью – все необходимое для проживания в номерах есть. Для обозначения категории «семейных отелей» (крошечная гостиница, принадлежащая одной семье) – используются символы-«алмазы», а для апартаментов (отдельная квартира, где вы можете сами готовить пищу и т.д.) – «ключи».

В Ирландии система классификации отелей такая же, как в Великобритании, и уровень проживания и обслуживания на таком же уровне.

В Шотландии отели, семейные отели и апартаменты классифицируются по тем же параметрам, что и в Великобритании и Ирландии. В Уэльсе исключение – апартаменты, они классифицируются не по количеству «звезд» или «ключей». Здесь применяют таблички с изображением драконов и цифры от 1 до 5 – на соответствующей цифре, которая указывает категорию апартаментов, стоит галочка.

Во Франции вы не найдете отеля категории *** ** - там бывает только ****L (то есть класс «люкс»). При этом отель ****L приравнивается по всем характеристикам к отелям *** ** в других странах, а в отелях категории «2-3 «звезды» предпочитают останавливаться туристы, выбравшие активный отдых и не претендующие на изысканность места проживания – но условия хорошие даже в этих отелях.

В Италии, как и во Франции, также не бывает *** ** отелей. Но если во Франции отель **** L адекватен *** ** отелям в других странах, то в Италии категория ****+ - это те же ****, но такая гостиница предлагает «повышенный класс обслуживания» (цены, что приятно, при этом такие же, что и в категории ****).

В Турции, несмотря на горячее желание и реальные усилия повысить комфортность своих отелей, до сих пор отель категории *** считается «так себе», **** - приемлемым, *** ** - хорошим, но не более. Отели категории ** не пользуются большим спросом, и многие турагентства даже не предлагают и не продают их туристам.

В Испании используется стандартная для Европы звездная классификация – от * до *** **. Лучше не рисковать и не жить в отелях категорий «1-3 «звезды».

В Малайзии и Индонезии используется «звездная классификация», но уровень обслуживания несравнимо выше, чем в Европе - отель категории **** может быть смело приравнен к *** ** европейскому отелю.

В США и других странах Америки не пользуются европейскими классификаторами. Уровень обслуживания и престижности отеля определяется вхождением отеля в гостиничные цепи. Самые дорогие и престижные - "Hilton”, "Marriott”, "Radisson”, "Forte”, "Kempinsky”, "Holiday Inn”, "Intercontinental”, "Ramada”, "Maritim” и т.д. Торговый знак этих фирм – надежное подтверждение высокого уровня обслуживания.