Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид
транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта —
пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Так же
осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном
авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы,
а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах,
районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких
случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка
научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной
полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими
при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей
расположенных рядом с аэропортами районов.
В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали
синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче
воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были
неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные
воздушные корабли — дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую
половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные
перелёты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорту Нью-Йорка сгорел немецкий пассажирский
дирижабль-лайнер «Гинденбург». В конце XX века
возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но
зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения
остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за
дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически
приемлемой альтернативы самолётам. |